Распоряжение Правительства УР от 12.10.2015 N 1009-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. № 1009-р

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2017 И 2018 ГОДОВ

Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов и направить его в Государственный Совет Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ





Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 12 октября 2015 г. № 1009-р

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

N
Показатели
Ед. изм.
2014 год
2015 год
2016 год, прогноз
2017 год, прогноз
2018 год, прогноз
факт
оценка
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
1
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении)
тыс. чел.
1517,3
1517,4
1517,0
1517,4
1516,4
1517,5
1515,4
1517,5
2
Индекс потребительских цен:









на конец года
%
109,6
111,9
107,6
107,0
106,3
105,8
105,8
105,3
в среднем за год
%
106,7
114,6
107,1
106,8
106,7
106,2
106,0
105,8
3
Валовой региональный продукт:









номинальный объем
млн. руб.
438110 <*>
468470
504050
505960
554725
563770
598690
611360
темп роста в сопоставимых ценах
%
100,3
97,6
100,3
101,1
101,2
101,8
101,4
101,9
4
Объем отгруженной продукции (работ, услуг):









номинальный объем
млн. руб.
391518
427753
455880
459059
498464
511828
535011
552744
индекс промышленного производства
%
99,2
98,9
100,4
100,9
100,2
100,6
100,3
100,7
5
Продукция сельского хозяйства:









номинальный объем
млн. руб.
60293
63882
67023
67111
70667
70694
74352
74404
темп роста в сопоставимых ценах
%
112,4
97,6
101,4
101,6
100,7
100,9
100,8
101,2
6
Инвестиции в основной капитал:









номинальный объем
млн. руб.
89836
89894
99447
102243
108347
115966
118746
131902
темп роста в сопоставимых ценах
%
103,6
91,3
103,1
105,9
102,3
106,4
103,2
106,9
7
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"









номинальный объем
млн. руб.
38700
38000
38500
39500
40000
42200
42600
45400
темп роста в сопоставимых ценах
%
100,6
90
93
95,5
98
100,2
100,1
101,2
8
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв. м общей площади
633
635
640
645
645
650
655
660
темп роста
%
118
100,3
100,8
101,6
100,8
100,8
101,6
101,5
9
Объем розничного товарооборота:









номинальный объем
млн. руб.
209932
216305
228710
230520
244015
246870
261580
264640
темп роста в сопоставимых ценах
%
104,1
90,5
99,7
100,6
101,5
102,1
102,1
102,3
10
Объем платных услуг населению:









номинальный объем
млн. руб.
52495
55837
60360
61152
65767
67022
71473
73329
темп роста в сопоставимых ценах
%
99,2
98,3
100,0
101,5
102,5
103,2
104,9
104,9
11
Прибыль прибыльных организаций
млн. руб.
69370
71700
77100
78600
85200
86900
93700
95600
12
Фонд заработной платы
млн. руб.
147229
155390
166480
169690
181255
188100
196955
206505
13
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (в среднем за период)
руб.
23421
24769
26593
27048
29008
30023
31618
33056
темп роста
%
111,2
105,8
107,4
109,2
109,1
111,0
109,0
110,1
14
Реальные располагаемые денежные доходы населения
%
107,6
98,0
101,0
101,9
102,8
104,0
102,9
103,6
15
Среднесписочная численность работников организаций
тыс. чел.
523,8
522,8
521,7
522,8
520,7
522,1
519,1
520,6
16
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (в среднем за год)
руб.
7181
8817
9443
9417
10076
10001
11184
11081
17
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения
%
11,2
13,1
13,1
13,0
12,6
12,1
12,6
12,1
18
Экспорт
млн. дол. США
1222,3
710,0
714,0
717,0
719,0
728,0
723,0
742,0
19
Импорт
млн. дол. США
648,7
490,0
495,0
510,0
500,0
525,0
510,0
545,0
20
Уровень официально зарегистрированной безработицы (на конец года)
%
1,01
1,37
1,40
1,27
1,40
1,26
1,39
1,25

--------------------------------
<*> Оценка.





Приложение
к Прогнозу
социально-экономического
развития Удмуртской Республики
на 2016 год и плановый
период 2017 и 2018 годов

Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 35, 40 - 42 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 8 Закона Удмуртской Республики от 18 декабря 2014 года № 81-РЗ "О стратегическом планировании в Удмуртской Республике и внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 сентября 2015 года № 448 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки и осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочный период".
Разработка прогноза осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации и показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации 23 апреля 2015 года.
При разработке прогноза учитывались:
статистическая информация о социально-экономическом развитии Удмуртской Республики за 2012 - 2014 годы и отчетный период 2015 года;
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года;
материалы исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, разработанные с учетом производственных и инвестиционных планов развития предприятий, а также информация Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике.
Прогноз разработан в двух вариантах.
Первый вариант (базовый) основан на предположении, что в прогнозируемом периоде сохранятся антироссийские санкции, консервативная инвестиционная политика предприятий и частных компаний, ограниченные государственные расходы на развитие, что связано с объективными экономическими и социальными процессами, в том числе с геополитической обстановкой в мире.
Второй вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируется экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий республики, активизируется их инвестиционная деятельность.

Оценка достигнутого уровня социально-экономического
развития, факторов и ограничений экономического
роста Удмуртской Республики на среднесрочный период

В 2014 - 2015 годах на экономическую ситуацию как в целом в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике негативное влияние оказывает осложнение геополитической обстановки, внешняя конъюнктура, ослабление курса рубля и повышение оценок инфляции. Кроме того, ведущую роль в снижении экономического роста в 2015 году продолжает играть сжатие потребительского и инвестиционного спроса.

Валовой региональный продукт
В 2014 году объем валового регионального продукта Удмуртской Республики оценочно составил 438,1 млрд. рублей или 100,3% к уровню 2013 года.
Определяющее влияние на темпы роста валового регионального продукта оказали снижение валовой добавленной стоимости на предприятиях по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, в организациях, занимающихся строительством, а также на предприятиях торговли. Данные виды деятельности занимают 58,9% в структуре валового регионального продукта.
Сдерживающее влияние на снижение темпов роста валового регионального продукта оказали рост добавленной стоимости в сельском хозяйстве, в транспорте и связи и в отраслях непроизводственного сектора экономики.
Ожидается, что в 2015 году объем валового регионального продукта составит 97,6% к уровню 2014 года. Отрицательное влияние на динамику валового регионального продукта оказывает снижение темпов в отраслях, формирующих основной объем валового регионального продукта: в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, торговле, строительстве, а также в сельском хозяйстве.

Промышленное производство
Промышленными предприятиями Удмуртской Республики за 2014 год отгружено товаров собственного производства на 391,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 99,2%.
Снижение индекса промышленного производства обусловлено общероссийскими тенденциями развития экономики. Обострение проблем промышленных предприятий, связанных со значительным изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю, привело к увеличению затрат на производство, снижению рентабельности производства.
За 8 месяцев 2015 года снижения темпов роста объема отгруженных товаров собственного производства не отмечается. Индекс промышленного производства составил 100,8%, номинальный объем - 282,3 млрд. рублей. На динамику промышленного производства, помимо внутреннего спроса, продолжают оказывать влияние сокращение инвестиционной активности и сжатие кредитования.
Важное место в структуре промышленности занимает добыча полезных ископаемых, их удельный вес в объеме отгрузки по итогам 2014 года - 35,2%. Объем отгруженных товаров предприятиями добывающей отрасли в 2014 году составил 137,6 млрд. рублей, индекс производства - 98,7%. Основными компаниями по добыче нефти являются ОАО "Удмуртнефть" и ПАО "Белкамнефть".
За 8 месяцев 2015 года объем добычи нефти составил 7160 тыс. тонн или 99,9% к уровню прошлого года. По итогам года объем добычи нефти оценивается на уровне 10,65 млн. тонн со снижением на 0,7% к уровню 2014 года, что является результатом падения цен на нефть, ослабления рубля и введения санкций, связанных с запретом на экспорт технологий и отказом в долгосрочном финансировании.
Основным сектором развития промышленности республики являются обрабатывающие производства, которые по итогам 2014 года произвели 56,4% объема промышленной продукции Удмуртской Республики. Объем отгрузки в обрабатывающих производствах составил 220,8 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 97,0%.
Наибольшая доля в обрабатывающих производствах по итогам 8 месяцев 2015 года приходилась на производство машин и оборудования (удельный вес в объеме обрабатывающих производств - 22,7%); производство пищевых продуктов, включая напитки (19,7%); производство транспортных средств и оборудования (15,4%); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (12,6%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (10,9%).
Нестабильная финансово-экономическая ситуация оказала влияние на увеличение дебиторской задолженности государственных заказчиков предприятиям ОПК (ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", ОАО "Сарапульский радиозавод", ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", ОАО "Воткинский завод"), расположенным на территории Удмуртской Республики, за произведенную и отгруженную продукцию. По состоянию на 2 января 2015 года задолженность увеличилась в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Повышение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в начале 2015 года повлекло за собой удорожание кредитных ресурсов и, соответственно, корректировку инвестиционных программ предприятий по запуску новых инвестиционных проектов, а также корректировку показателей реализуемых проектов (ООО "НПО "Норт", ООО "Объединенная автомобильная группа", ОАО "Техновек", ОАО "Свет", ОАО "Глазовская мебельная фабрика").
В сфере деятельности производства и распределения электроэнергии, газа и воды объем отгруженной продукции в 2014 году составил 33,1 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 122,7%.
В 2014 году электростанции Удмуртской энергосистемы выработали 3,9 млрд. кВт.ч электрической энергии. Значительное увеличение выработки электрической энергии обусловлено вводом дополнительных генерирующих мощностей (парогазовой установки) на Ижевской ТЭЦ-1 электрической мощностью 230 МВт (в 2014 году), что позволило увеличить генерирующий потенциал Удмуртии.
За 8 месяцев 2015 года в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды объем отгруженной продукции составил 20,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 108,3%.
С учетом сложившихся ограничений и тенденций развития промышленного производства за 8 месяцев 2015 года рост промышленности в 2015 году замедлится. Индекс промышленного производства оценивается на уровне 98,9%.
Снижение ожидается в легкой промышленности, лесопромышленном комплексе, химической отрасли, металлургии.
Стабильно будут работать предприятия, имеющие государственные заказы, и предприятия, получающие государственную поддержку инвестиционной деятельности.
Рост ожидается в таких отраслях, как производство транспортных средств и оборудования (индекс производства - 123,3% к 2014 году), производство электрооборудования (индекс производства - 109,0% к 2014 году), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (индекс производства - 106,0% к 2014 году), производство пищевых продуктов (индекс производства - 103,0% к 2014 году).

Производство сельскохозяйственной продукции
В 2014 году наибольшую устойчивость и позитивную динамику сохраняло сельское хозяйство, что в значительной мере обусловлено благоприятными погодными условиями, а также господдержкой агропромышленного комплекса, направленной на сохранение поголовья скота, субсидирование сельхозтоваропроизводителей, наиболее пострадавших от засухи.
Выпуск продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств в 2014 году составил 60,3 млрд. рублей или 112,4% к 2013 году в сопоставимых ценах. Увеличилось производство зерна в 1,9 раза, значительно увеличился валовой сбор картофеля и овощей, наблюдался динамичный рост всех видов продукции животноводства: в результате индекс производства продукции растениеводства составил 131,8%, животноводства - 102,5%.
Погодные условия текущего года - недостаток влаги в вегетационный период и избыток ее во время уборочных работ негативно сказались на растениеводческой продукции. По предварительной оценке пострадали не только зерновые культуры (82% к предыдущему году), но и производство кормов ожидается ниже показателей предыдущего года. В 2015 году с учетом индекса производства растениеводческой продукции (93,7%) выпуск продукции сельского хозяйства в целом оценивается на уровне 97,6% к 2014 году.

Инвестиции в основной капитал
В 2014 году объем инвестиций в основной капитал составил 89,8 млрд. рублей, темп роста к 2013 году - 103,6%. Основные факторы, обусловившие увеличение объемов инвестиций, связаны с продолжением реализации крупных инвестиционных проектов.
В отчетном году продолжилась реализация инвестиционных проектов на ОАО "Свет", ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол", ОАО "МИЛКОМ" (правопреемник ОАО "Кезский сырзавод"), ООО "Факел" и других. В то же время в 2014 году продолжилось снижение поступления инвестиций по Президентской программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" на объект 1596 "Кизнер".
Крупными и средними предприятиями республики в 2014 году было инвестировано 64,7 млрд. рублей. Значительную долю в общем объеме инвестиций занимали собственные средства предприятий 51,6% (или 33,4 млрд. рублей), соответственно доля привлеченных средств составила 48,4% (или 31,3 млрд. рублей). На приобретение машин, оборудования и транспортных средств направлено 31,3 млрд. рублей, на строительство зданий и сооружений - 21,8 млрд. рублей. При этом предприятия отмечают ряд сдерживающих факторов для притока инвестиций в регион, среди которых - высокие процентные ставки по банковским кредитам и сложность в получении "длинных" денег, а также недостаток квалифицированных кадров.
Анализ отраслевого разреза инвестиций в 2014 году показывает, что основная часть инвестиций была направлена в обрабатывающие производства (33,1%), на развитие предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых (18,0%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (9,0%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (8,3%), в развитие транспорта и связи (7,3%), образование (5,8%).
В 2015 году ухудшение общей экономической ситуации как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике, вызванное расширением санкционных мероприятий со стороны западных партнеров, колебанием валютных курсов и повышением темпов роста инфляции, повлияло на снижение платежеспособности предприятий и организаций и сокращение инвестиционных программ, реализуемых ими.
В 2015 году объем инвестиций оценочно составит 89,9 млрд. рублей, что ниже значения 2014 года на 8,7% в сопоставимой оценке. Это связано с завершением ряда крупных инвестиционных проектов на ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол", ООО "Увадрев-Холдинг", ОАО "Объединенная автомобильная группа", ООО "Завод нефтегазового оборудования "ТЕХНОВЕК" и продолжающимися негативными процессами в экономике, которые наблюдаются в Удмуртской Республике и в целом по Российской Федерации.

Строительство
В 2014 году объем работ, выполненный по виду экономической деятельности "Строительство", составил 38,7 млрд. рублей или 100,6% к уровню предыдущего года. За 8 месяцев 2015 года объем выполненных работ составил 23,2 млрд. рублей, что составляет 80,5% к январю - августу 2014 года. По итогам 2015 года объемы строительства оценочно снизятся на 10% к уровню 2014 года, что объясняется уменьшением объема заказов в связи с ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов, ухудшением доступности кредитов, сокращением бюджетного финансирования.
В 2014 году введено в эксплуатацию 633 тыс. кв. м жилья, что на 19% больше, чем в 2013 году. По итогам 8 месяцев текущего года введено в эксплуатацию 353,6 тыс. кв. м жилья, что составляет 109,3% к соответствующему периоду прошлого года.
В настоящее время на территории республики застройщиками ведется строительство 105 многоквартирных домов общей площадью более 1,13 млн. кв. м.
Удельный вес индивидуальных застройщиков в общем объеме ввода жилья составляет до 40%.
Ввод жилья в республике обеспечивается за счет комплексной застройки жилых микрорайонов и строительства жилых комплексов, в том числе:
микрорайоны 7, 8 Восточного района, микрорайон "ТИШИНО", ЖК "Ключевой" ООО "АСПЭК";
микрорайон "Столичный" ФГУП "ГУССТ № 8 при Спецстрое России";
микрорайон А-10 ООО "ЖИК УР";
ЖК "Эдельвейс" ООО "АССО-строй";
ЖК "А-11", ЖК "Золотой век" ООО "КОМОС-строй".
В 2015 году будет введено в эксплуатацию 635,0 тыс. кв. м жилья. Обеспеченность жильем в Удмуртской Республике, приходящаяся на 1 человека, составляет 21,2 кв. м.

Потребительский рынок
В 2014 году потребительский сектор экономики, который служил основным источником экономического роста в предыдущие годы, находился под влиянием тенденции замедления внутреннего спроса. Розничный товарооборот составил 209,9 млрд. рублей, темп роста - 104,1%.
Рост продаж в 2014 году в некоторой степени был обеспечен изъятием части сбережений населения. Доля накоплений во вкладах и ценных бумагах снизилась с 14% в 2013 году до 2% в декабре 2014 года.
Кризисные явления в экономике, недостаточный рост денежных доходов и снижение покупательской способности населения сократили объем продаж в 2015 году. Оборот розничной торговли составил в январе - августе 2015 года 130 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,1% меньше, чем в соответствующем периоде 2014 года.
Необходимость погашения кредитов, взятых населением в прошлые периоды, снижение реальных располагаемых доходов в 2015 году приведут к снижению розничных продаж. Ожидается, что снижение оборота розничной торговли в 2015 году составит 9,6%. На замедление оборота торговли, по всей видимости, оказывают влияние как ажиотажные покупки декабря, так и общее изменение потребительского поведения населения. При этом эффект переноса покупок на более ранний срок сказывается не только в непродовольственном сегменте (автомобили, бытовая техника), но и в продовольственном.
Оборот предприятий питания за 2014 год составил 13,2 млрд. рублей, темп роста - 104,8% к уровню 2013 года.
Среди субъектов Приволжского федерального округа Удмуртия занимала в 2014 году 3 место по общественному питанию на душу населения. За 2014 год прирост предприятий общественного питания составил 35 единиц. Вся сеть отрасли составляет свыше 2 тыс. предприятий. На 1 тысячу жителей республики приходится 85 посадочных мест.
За январь - август 2015 года оборот общественного питания составил 8,3 млрд. рублей, что на 8,8% ниже января - августа 2014 года. В 2015 году перспективы развития индустрии питания будут ограничены не только сдержанным потребительским спросом на питание вне дома, но и обусловлены негативными тенденциями в российской экономике.
Снижение потребительского спроса сказалось на объеме оказанных населению платных услуг. В 2014 году его объем снизился на 0,8% и составил 52,5 млрд. рублей. Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения составил 22,7%. В структуре оказанных населению услуг преобладающую долю составляют коммунальные, транспортные услуги и услуги связи (23,9%, 15,2% и 13,9% соответственно). Наибольший темп роста объема оказанных услуг зафиксирован в отношении услуг физической культуры и спорта (129,5%), медицинских услуг (110,7%), услуг правового характера (110,6%), жилищных услуг (110,2%). В среднем за год платные услуги подорожали на 5,4%.
Объем платных услуг населению за январь - август 2015 года составил 34,2 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По услугам, имеющим наибольший удельный вес в структуре, - коммунальным, транспортным, связи и бытовым - отмечено снижение от 19 до 3%. На снижение объема оказанных услуг сказалось, в том числе, насыщение рынка потребительского кредитования на фоне ужесточения условий выдачи кредитов и накопленной долговой нагрузки. За август 2015 года индекс цен на платные услуги составил 10,1% в среднегодовом выражении.
В 2015 году платежеспособный потребительский спрос будет испытывать дефицит источников роста. Как следствие население будет вынуждено отказываться от приобретения многих видов необязательных услуг или, в лучшем случае, к ограниченному пользованию ими. В связи с этим в 2015 году ожидается снижение объема платных услуг населению на 1,7%.

Инфляция
Среднегодовой индекс потребительских цен (далее - ИПЦ) по итогам 2014 года составил 106,7%, что на 0,2% больше прогнозного значения. На непродовольственные товары ИПЦ составил 108,4%, на продовольственные товары - 106,3%. В условиях введения экономических санкций со стороны США и ЕС в августе 2014 года показатели инфляции по итогам 2014 года в Удмуртии минимальные среди регионов Приволжского федерального округа и одни из самых низких в стране (средний по ПФО - 107,6%, по РФ - 107,8%).
В республике осуществляется целенаправленная работа по сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, прорабатываются вопросы импортозамещения и насыщения регионального рынка продовольственными товарами, не производимыми в республике.
За 8 месяцев 2015 года инфляция в среднем за год достигла 15,1% (для сравнения за 2014 год инфляция составила 6,7%). На столь значительные темпы инфляции основное влияние оказывал эффект от девальвации рубля, продолжающейся с октября 2014 года. Существенное влияние на инфляцию в начале текущего года также оказали продовольственные контрсанкции по ограничению импорта, эффект от которых резко возрос в зимний период.
Очередная индексация регулируемых тарифов организаций инфраструктурного сектора в августе текущего года, рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 104,4% (жилищные услуги подорожали на 0,6%, коммунальные - на 6,3%) добавили в инфляцию 0,6 п. п. (в 2014 году повышение коммунальных тарифов на 4,2% и жилищных на 6,1% добавило в инфляцию 0,4 п. п.).
Во втором полугодии 2015 года ожидается замедление инфляции. Основными факторами будут значительное сжатие платежеспособного спроса на фоне снижения деловой активности, прогнозируемое укрепление рубля, расширение импортозамещения продовольственных товаров и насыщение рынков. К концу 2015 года инфляция снизится до 11,9%.
С учетом этих факторов и принимая во внимание, что в текущем году уровень инфляции в Удмуртии ниже, чем в среднем по России, среднегодовой индекс потребительских цен по итогам 2015 года оценивается на уровне 114,6%. Основное влияние на инфляционные ожидания в 2015 году будет оказывать опережающий рост цен на продовольственные товары в первом полугодии, обусловленный девальвацией рубля в конце 2014 года - начале 2015 года, продолжающимся эффектом от продовольственных контрсанкций и, как следствие, - ростом цен на основное сырье и издержек переработчиков и товаропроводящих сетей.

Внешнеэкономическая деятельность
Объем экспорта в 2014 году составил 1222,3 млн. долларов США, или 104,8% к уровню 2013 года.
В 2014 году на 13,4% увеличились объемы экспорта товаров топливно-энергетического комплекса, на 13,7% - продукции химической промышленности. В то же время уменьшился экспорт машиностроительной продукции на 65,7% (за счет разовых поставок в Египет в 2013 году) и металлов и изделий из них - на 11%.
Наибольшую долю в общем объеме экспорта по-прежнему занимают товары ТЭК (70-80%). При уменьшении экспортных поставок нефтепродуктов во второй половине 2015 года и средней цене на нефть в 2015 году 50 долларов за баррель объем экспорта ожидается в размере 710 млн. долларов США (снижение по сравнению с 2014 годом на 42%).
Фактический объем импортных поставок в 2014 году составил 648,7 млн. долларов США, превысив показатель 2013 года на 13%.
В товарной структуре импорта Удмуртской Республики основную долю заняла продукция химической промышленности - 307,3 млн. долларов США (47,4%) и машиностроительная продукция - 270 млн. долларов США (41,6%), которые в сумме составили 89% от общего объема импорта.
В 2015 году прогнозируется снижение импорта на 24 процента до 490 млн. долларов США. Наибольшее падение импорта ожидается в товарных группах "Машины, оборудование и транспортные средства" (-40%), "Металлы и изделия из них" (-55%). На снижение объемов импортных поставок существенное влияние оказывают: курс рубля, программы импортозамещения и снижение потребительской активности населения.

Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении
В 2014 году, несмотря на некоторое снижение показателей естественного прироста населения (превышение рождаемости над смертностью сократилось с 2806 человек в 2013 году до 2599 человек в 2014 году), в Удмуртской Республике отмечалась благоприятная демографическая ситуация. Впервые за последние 22 года наблюдался рост численности населения. Благодаря значительному сокращению миграционного оттока (убыли) населения, по данным Удмуртстата, численность постоянного населения на 1 января 2015 года составила 1517472 человека, увеличившись за 2014 год на 422 человека. В 2014 году миграционная убыль населения составила 2127 человек, которая была скомпенсирована естественным приростом населения.
По оценке, в 2015 году демографическая ситуация останется стабильной. По сравнению с предыдущим годом несколько возрастет смертность населения, усилится миграционная убыль населения. В то же время, благодаря росту рождаемости, среднегодовая численность населения возрастет с 1517,3 до 1517,4 тыс. человек.

Среднесписочная численность работников организаций
В 2014 году численность работников организаций составила 523,8 тыс. человек, сократившись по отношению к предыдущему году на 2,1 тыс. человек или на 0,4%.
Реализация государственной политики, направленной на сокращение и ликвидацию неформальной занятости, улучшение общей экономической ситуации позволит стабилизировать показатели занятости населения. В 2015 году сохранится устойчивая тенденция к сокращению показателя, его значение оценочно достигнет 522,8 тыс. человек, что превышает ранее утвержденное прогнозное значение показателя. Это обусловлено корректировкой Удмуртстатом базового показателя в сторону увеличения.

Уровень жизни населения
В 2014 году в Удмуртской Республике фонд оплаты труда увеличился на 10,8% и составил 147229,1 млн. рублей. В 2015 году фонд оплаты труда, по оценке, составит 155391 млн. руб. и увеличится по сравнению с 2014 годом на 5,5%.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по итогам 2014 года составила 23421 рубль, или 111,2% к предыдущему году.
За январь - июль средняя заработная плата составила 24610 рублей и увеличилась на 7,5% к соответствующему периоду 2014 года. Оценочно к концу 2015 года ее значение достигнет 24769 рублей, темп роста по отношению к предыдущему году составит 105,8%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (в среднем за год) в 2014 году составила 7181 рубль и увеличилась к предыдущему году на 14,3% при сложившейся инфляции 6,7%. Это связано с тем, что наибольший рост цен произошел по социально-значимым товарам, входящим в потребительскую корзину.
В 2015 году с учетом динамики роста величины прожиточного минимума в 2014 году по отношению к 2013 году, а также роста индекса потребительских цен в Удмуртской Республике в первом квартале текущего года и динамики роста показателя в целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума составит 8817 рублей.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в 2014 году составила 11,2 процента. Фактор повышения величины прожиточного минимума и сокращения реальных располагаемых доходов населения приведет к увеличению доли бедного населения в 2015 году до 13,1%.
По оценке реально располагаемые денежные доходы населения в 2015 году значительно сократятся в связи с замедлением роста номинальной начисленной средней заработной платы при одновременном росте потребительских цен и составят 98% к предыдущему году (по Российской Федерации 92,2%).
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2015 года составила 8332 человека. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,01% от экономически активного населения. К концу 2015 года ожидается повышение уровня регистрируемой безработицы до 1,37%.

Социально-экономическое развитие
Удмуртской Республики в прогнозируемом периоде

Основные направления социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2016 - 2018 годы определены в Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года № 383.
В 2016 - 2018 годах темпы роста валового регионального продукта составят 100,3% - 101,4% (здесь и далее значения показателей приведены по первому (базовому) варианту прогноза).
Основное влияние на объемы валового регионального продукта будут оказывать добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Предполагаемое увеличение объема валового регионального продукта за 2016 год от ранее спрогнозированного обусловлено уточнением Росстатом объема валового регионального продукта за 2013 год в сторону увеличения и более высокими темпами роста цен в промышленном производстве, сельском хозяйстве, торговле относительно запланированных. Темп роста относительно предыдущего прогноза понижен на 0,6 процентных пункта.
После спада в 2015 году ожидаются умеренные темпы роста промышленности. Индекс промышленного производства в 2016 - 2018 годах составит 100,4% - 100,2%. Индекс промышленного производства, прогнозируемый на 2016 год (100,4%), соответствует предыдущему прогнозу.
Сдержанный рост промышленного производства является следствием медленного процесса обновления основных фондов и недостаточностью конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом ожидается сохранение тенденции опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с добычей полезных ископаемых.
Традиционно значимые секторы, такие как добыча нефти и оборонно-промышленный комплекс, по-прежнему будут обеспечивать наиболее значимый вклад в экономику республики на основе более высокой эффективности производства. Но следует отметить тенденцию снижения сырьевой ориентации экономики республики в сторону обрабатывающих производств, вывод промышленности на новый технологический уровень модернизации производства, развитие направления импортозамещения в промышленности.
В прогнозном периоде высокая зависимость от поставок импортного оборудования, санкционные ограничения технологий и кредитов негативно отразятся на возможностях развития отрасли "добыча полезных ископаемых".
Целью топливной отрасли на период 2016 - 2018 годов является сохранение добычи нефти на уровне 10 млн. тонн на максимально длительный срок.
Причинами прогнозируемого снижения уровня добычи нефти в республике являются: значительная выработанность запасов и высокая обводненность основных месторождений. Следует отметить, что более 60 процентов запасов нефти относятся к трудноизвлекаемым, поэтому необходимо совершенствование существующих методов извлечения нефти.
Для повышения конкурентоспособности российской нефтедобычи необходимым условием становится снижение себестоимости добычи и геологоразведки нефти с привлечением новых более экономичных технологий и реализация мероприятий по импортозамещению нефтегазового оборудования.
Предусматривается реализация проектов импортозамещения оборудования для нефтегазовой отрасли:
"Комплексная программа развития и модернизации производства завода нефтегазового оборудования "Техновек". Стоимость проекта - 630 млн. рублей. В рамках проекта планируется освоение новых видов импортозамещающей продукции, повышение эффективности и конкурентоспособности производства, снижение себестоимости выпускаемой продукции, создание дополнительных рабочих мест;
расширение и оптимизация производства нефтепромыслового оборудования. Стоимость проекта 460 млн. рублей. В рамках проекта планируется переход на крупносерийное и массовое производство за счет строительства нового производственно-складского здания и приобретения специализированного оборудования и инструмента;
"Освоение производства нефтяного оборудования на "Воткинской промышленной компании".
Объем отгруженных товаров обрабатывающих производств в 2018 году по отношению к 2014 году оценочно увеличится на 2,2%.
Динамично будут развиваться секторы промышленности, ориентированные на потребительский спрос. Так, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция увеличения объемов пищевой промышленности (индекс производства пищевых продуктов в 2018 году к 2014 году - 105,0%) за счет потребительского спроса на продовольственные товары. Стимулом для развития импортозамещения и поиска новых рынков сбыта в данной отрасли стало введение запрета на ввоз отдельных видов продовольствия в Россию.
Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. В первом варианте прогноза наиболее высокими темпами (2018 год к 2014 году) будут развиваться отрасли:
производство транспортных средств (индекс производства - 135,2% к 2014 году). На Ижевском автозаводе запущен процесс интеграции в мировой Альянс RENAULT-NISSAN, ведется крупномасштабная модернизация производства. В 2013 - 2014 годах Ижевский автозавод в партнерстве с АВТОВАЗом освоил серийное производство автомобиля Lada Granta в кузове "седан" и "лифтбек", с начала 2015 года собрано 4922 автомобиля модели Nissan, а 25 сентября 2015 года запущено серийное производство Lada Vesta. К 2018 году прогнозируется увеличение производства легковых автомобилей в 1,87 раза. В целом объемы производства автомобилей будут определяться размером потребительского спроса;
производство электрооборудования (индекс производства - 109,0% к 2014 году). Увеличение производства связано с проведением предприятиями модернизации производств, реализации инвестиционных проектов (ОАО "Сарапульский радиозавод", ОАО "Элеконд", ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол").
Большую роль в развитии промышленного производства республики оказывает проведение предприятиями модернизации производств, реализация инвестиционных проектов.
По итогам первого полугодия 2015 года в экономику республики привлечено 29,8 млрд. рублей инвестиций. Из них в промышленность - 11,3 млрд. рублей. В обрабатывающие производства инвестировано 4,4 млрд. рублей.
Негативными факторами, влияющими на развитие отрасли, предприятия отмечают:
рост стоимости импортных материалов, комплектующих и технологического оборудования на фоне снижения курса рубля по отношению к основным мировым валютам, как следствие - рост себестоимости, падение прибыли;
рост стоимости отечественных комплектующих;
высокая стоимость кредитных ресурсов;
ужесточение требований коммерческих банков к платежеспособности клиентов при получении кредитов (ужесточение требований к залогам, кроме того, обязательное поручительство третьих лиц);
уменьшение инвестиционных программ Роскосмоса, РАО "РЖД" - падение объемов продаж по данным направлениям (ОАО "ИРЗ");
потеря украинского рынка сбыта (ОАО "СЭГЗ").
Прогноз развития металлургической отрасли республики разработан исходя из того, что на протяжении всего прогнозного периода сохранится инвестиционная пауза. Индекс металлургического производства и производства готовых металлических изделий в 2018 году по отношению к 2014 году составит 88,0%.
Ведущее предприятие отрасли ОАО "Ижсталь" в настоящее время продолжает испытывать дефицит денежных средств, что сказывается на обеспеченности металлоломом и ферросплавами и на ритмичности работы агрегатов.
Перспективы развития отрасли связаны с:
введением в 2015 году в промышленную эксплуатацию нового ультрасовременного литейного производства на ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", обеспечивающего условия для размещения заказов на высокоточное литье;
реализацией инвестиционного проекта "Создание отраслевого центра металлургии, а также освоение новых видов продукции на ОАО "Чепецкий механический завод".
На развитие лесопромышленного комплекса в среднесрочной перспективе существенное влияние могут оказать следующие факторы: сдержанная динамика доходов населения, отставание в реализации инвестиционных проектов, связанное с геополитической и внешнеэкономической ситуациями, недостатком собственных средств, имеющимися сложностями с получением инвестиционных кредитов в банках, девальвация рубля, которая ведет к существенному увеличению стоимости закупаемого импортного оборудования и сырья. Кроме этого, прогнозируется рост тарифов на транспортные услуги в связи с взиманием платы в счет возмещения вреда федеральным автомобильным дорогам с ноября 2015 года. Рост тарифов приведет к цепному росту цен на сырье и материалы и как следствие к росту себестоимости.
Это отразится на динамике развития в 2016 - 2018 годах лесопромышленного комплекса. Индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева в 2018 году составит 85,4% к уровню 2014 года.
Ключевая задача отрасли - наладить глубокую переработку древесины. Увеличению объемов отрасли будет способствовать реализация инвестпроектов: "Организация современного производства ДСП" на "Увадрев-Холдинг", "Техническое перевооружение фанерного и лесопильного производств, организация лесозаготовительных работ".
Перспективы развития легкой промышленности будут ограничены сдержанным потребительским спросом, обусловленным умеренным ростом реальных располагаемых доходов населения. Влияние на отрасль оказывает снижение курса рубля, что привело к повышению стоимости сырья в 2 раза.
Индекс производства отрасли текстильного и швейного производства в 2018 году к уровню 2014 года составит 80,1%, по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви - 85,0%.
Одним из факторов поддержания и увеличения объемов производства продукции легкой промышленности является решение вопроса по размещению заказов на пошив обязательной школьной формы. Сегодня численность учащихся в школах Удмуртии составляет порядка 162 тысяч человек при действующих производственных мощностях в 260 тысяч комплектов в год.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
После значительного увеличения выработки электрической энергии в 2014 году и выхода в 2015 году обновленной Ижевской ТЭЦ-1 на плановую мощность прогнозируется рост объема отгруженных товаров отрасли в 2018 году по отношению к 2014 году на 5,7% в сопоставимых ценах.
Структура энергопотребления Удмуртской Республики по видам экономической деятельности характеризуется относительной стабильностью и высокой долей электропотребления добывающих, обрабатывающих производств, транспорта и связи, населения.
Прогноз развития сельскохозяйственного производства в 2016 - 2018 годах разработан с учетом сложившейся динамики, комплекса мер государственной политики, направленных на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, на стимулирование экономического роста и модернизацию.
Реализация основных мероприятий государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" наряду с эффективным использованием собственных ресурсов организаций агропромышленного комплекса и средств государственной поддержки позволяют прогнозировать ежегодное увеличение объемов выпуска продукции сельского хозяйства в пределах 100,7% - 101,4%. Относительно предыдущего прогноза рост объема сельскохозяйственной продукции на 2016 год повышен на 0,6 процентного пункта.
В 2016 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 99,4 млрд. рублей, что на 3,1% выше уровня 2015 года. Это связано прежде всего с продолжением реализации инвестиционных проектов ООО "КОМОС ГРУПП", ОАО "Глазовская мебельная фабрика", ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", ОАО "СВЕТ", ОАО "ИПОПАТ" и др. Относительно предыдущего прогноза на 2016 год рост инвестиций повышен на 1,5 процентного пункта.
В связи со строительством в 2016 - 2018 годах мостовых переходов через р. Каму и р. Буй (объем инвестиций по проекту около 14 млрд. рублей) в 2017 году прогнозируется увеличение объема инвестиций до 108,3 млрд. рублей, что выше значения 2016 года на 2,3%. Объем инвестиций в 2018 году достигнет 118,7 млрд. рублей.
Среди перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих на прогнозируемый период максимальный приток инвестиций, можно также выделить следующие:
"Создание отраслевого центра "Металлургия" (ОАО "Чепецкий механический завод", ОАО "ТВЭЛ");
"Модернизация производства Ижевского автомобильного завода. Этап I" (ООО "Объединенная автомобильная группа");
"Организация современного производства древесно-стружечных плит" (ООО "Увадрев-Холдинг");
"Создание литейного комплекса (модернизация производства авиационных генераторов)" (ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод");
"Создание Технополиса в Завьяловском районе" (ООО "Актив-Финанс и К");
"Развитие отрасли по производству и переработке мяса в Удмуртской Республике" (ООО "КОМОС ГРУПП");
"Птицеводческий комплекс по выращиванию, убою и переработке мяса индейки на 6000 тонн живого веса в год в п. Уральский Сарапульского района" (ООО "Аскор");
"Туристско-рекреационный кластер "Камский берег" Удмуртской Республики. I этап" (ИП Полищук С.Г., ИП Хедоян А.А., ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", Фролов А.А., ООО "Инвесткамстрой").
В прогнозном периоде при росте производства и увеличении инвестиционной активности падение объемов работ по виду экономической деятельности "строительство" замедлится.
В связи с кризисными явлениями в экономике значительное увеличение ввода жилья в среднесрочный период не планируется.
По мере роста доходов населения и восстановления потребительского кредитования в 2016 - 2018 годах темп роста розничного товарооборота составят 99,7% - 102,1%. Темпы роста оборота розничной торговли составят 99,6% - 102%, оборота общественного питания - 101,1% - 103%.
Относительно предыдущего прогноза темп роста розничного товарооборота на 2016 год понижен на 1,2 процентного пункта. На снижение темпов роста розничного товарооборота оказывает влияние замедление роста реальных доходов населения, долговая нагрузка по потребительским кредитам, изменение потребительского поведения в сторону сбережения, потребительское насыщение товарами длительного пользования.
На динамику объема платных услуг населению наибольшее влияние будет оказывать уровень тарифов и цен на услуги ЖКХ (в соответствии с системой "инфляция - минус"), связи, транспорта, занимающих основную долю в структуре общего объема, а также дальнейшее развитие рынка платных услуг медицины, образования, культуры, туризма при росте денежных доходов населения.
Темп роста платных услуг прогнозируется в пределах 100,0% - 104,9% ежегодно. Относительно предыдущего прогноза темп роста на 2016 год понижен на 1,8 процентного пункта. Потребительский спрос в прогнозном периоде будет сдерживаться слабым ростом номинальной зарплаты как в частном, так и в государственном секторе.
Также потребительские расходы будут ограничиваться сдержанным ростом необеспеченного потребительского кредитования при сохранении стабильной склонности населения к сбережению.
Динамика инфляции будет определяться в том числе изменениями геополитической ситуации, а также адаптацией Удмуртии и России в целом к введенным ограничениям. В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренная среднегодовая инфляция в пределах 6,0% - 7,1%.
К концу 2016 года ожидается снижение инфляции до 7,6% (оценка среднегодового роста цен в 2016 году - 7,1%). Инфляция будет замедляться в основном под давлением сохранения сильных спросовых ограничений в результате снизившейся платежеспособности населения.
Относительно предыдущего прогноза среднегодовой индекс потребительских цен на 2016 год повышен на 1,1 процентного пункта.
Сдерживать инфляцию будут постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров, в том числе обусловленный расширением импортозамещения, а также укрепление рубля.
В 2017, 2018 годах инфляция замедлится до 6,3% и 5,8% к декабрю предыдущего года (среднегодовой рост прогнозируется на уровне 6,7% и 6,0% соответственно).
Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать укрепление курса рубля, рост предложения и усиление конкуренции импорта, проведение достаточно консервативной денежной политики, направленной на умеренное повышение доходов населения.
В прогнозном периоде при сохранении среднегодовой цены на нефть около 50 долларов за баррель, в условиях сохранения санкций и отсутствия крупных оборонных заказов значительного роста объемов экспорта не произойдет. Увеличение общего объема экспорта в 2016 - 2018 годах прогнозируется в пределах 100,5 - 100,7 процента в год. В предыдущем прогнозе рост экспорта в 2016 году предполагался на 0,7%.
По мере укрепления рубля и увеличения потребительского спроса импорт будет восстанавливаться в пределах 101 - 102 процентов в год. Прогноз роста импорта относительно предыдущего прогноза повышен на 1 процентный пункт. При этом стоимостные объемы экспорта и импорта ниже значений предыдущего прогноза.
Основными факторами, влияющими на стоимостные объемы экспорта и импорта в прогнозный период, остаются:
динамика мировых цен на нефть;
спрос на углеводороды;
динамика курса рубля к мировым валютам;
геополитический фактор;
кризисные явления в экономике.
В 2016 - 2018 годах прогнозируется сохранение положительного естественного прироста населения. При этом сокращение рождаемости населения, обусловленное уменьшением числа женщин репродуктивного возраста, приведет к определенному сокращению показателей естественного прироста. Результатом этого станет незначительное сокращение численности населения. В 2016 году население к предыдущему году предположительно сократится на 0,4 тыс. человек или на 0,03%, в 2017 году - на 0,6 тыс. человек или на 0,04%, в 2018 году - 1,0 тыс. человек или на 0,07%.
Прогнозируемое на 2016 год значение показателя "среднегодовая численность населения" незначительно отличается от ранее утвержденного (-0,07%), которое базировалось на более высоком уровне рождаемости и более низком уровне смертности населения.
Прогноз среднесписочной численности работников организаций определен с учетом сложившейся тенденции к его сокращению. При этом в ближайшие годы масштабы сокращения среднесписочной численности работников организаций заметно снизятся (до 1,0 - 1,6 тыс. человек в год). Это обусловлено тем, что в настоящее время отмечается значительное сокращение масштабов скрытой безработицы.
Относительно предыдущего прогноза прогноз среднесписочной численности работников организаций на 2016 год повышен с 515,3 до 521,7 тыс. человек. Улучшение ситуации прогнозируется не только благодаря достигнутому сокращению скрытой безработицы и массовых высвобождений, но и проводимой работе по сокращению неформальной занятости.
Прогноз номинальной начисленной средней заработной платы рассчитан в соответствии со сценарными условиями, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2015 года, который предусматривает снижение темпов роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в силу объективных (негативных) внешних факторов по сравнению с более ранними прогнозами.
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в 2016 - 2018 годах прогнозируется в пределах 107% - 109%. К 2018 году величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы достигнет 31618 рублей, темп роста по отношению к 2014 году составит 135%.
В 2016 году средняя заработная плата прогнозируется на уровне 26593 рублей, что ниже предыдущего прогноза на 1857 рублей, или на 6,5%.
Фонд оплаты труда в 2016 году составит 166,5 млрд. рублей, что на 5,4% меньше предыдущего прогноза. Снижение фонда оплаты труда по отношению к предыдущему прогнозу связано с ожидаемым уменьшением номинальной начисленной средней заработной платы в 2015 году к прогнозируемому значению на 5%.
Прогнозное значение величины прожиточного минимума в 2016 году составит 9443 рубля.
Превышение прогнозной величины прожиточного минимума в 2016 году по отношению к предыдущему прогнозу на 1145 рублей связано с увеличением ранее рассчитанной оценки показателя в 2015 году (8 817 рублей при планируемой величине 7590 рублей).
Динамика доходов населения сказывается на численности населения, проживающего за чертой бедности. В 2016 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума ожидается на уровне 2015 года и составит 13,1%. Прогноз доли бедного населения по сравнению с предыдущим прогнозом на 2016 год повышен на 2 процента.
По мере восстановления динамики денежных доходов населения и замедления темпов роста инфляции уровень бедности будет постепенно снижаться - до 12,6% в 2017 году. С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения в 2018 году сохранится на уровне 2017 года и не превысит 12,6% от общей численности населения республики, как и в целом по Российской Федерации.
В прогнозном периоде ожидается повышение реально располагаемых доходов населения в пределах 1,0% - 2,9% ежегодно. К предыдущему прогнозу рост реальных доходов на 2016 год понижен на 2,6 процентных пункта. В основном это связано с замедлением роста номинальной начисленной средней заработной платы при одновременном росте потребительских цен.
В 2016 - 2018 годах реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития, активизацию структурных изменений в экономике, стабилизацию работы системообразующих предприятий в ключевых отраслях, снижение инфляции, достижение положительных темпов роста, макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе и достижение сбалансированности рынка труда, а также реализация мероприятий государственной программы "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики" позволит сдержать рост численности безработных и, как следствие, уровня зарегистрированной безработицы от экономически активного населения.
Рост безработицы возможен вследствие модернизации производства и создания высокопроизводительных рабочих мест в реальном секторе экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, в строительстве, на транспорте и связи). Рост численности официально зарегистрированных безработных ожидается в связи с выходом на рынок труда низкоквалифицированной рабочей силы.
В 2016 - 2018 годах уровень зарегистрированной безработицы составит 1,4% - 1,39%. Прогноз уровня регистрируемой безработицы незначительно превышает предыдущие прогнозные значения на 2016 - 2017 годы (соответственно на 0,07 - 0,08 процентных пункта).

Финансирование государственных программ
Удмуртской Республики из бюджета Удмуртской Республики

Объемы финансирования государственных программ Удмуртской Республики из бюджета Удмуртской Республики в 2016 году приведены в таблице.

Таблица

Наименование государственной программы
Объем финансирования (тыс. рублей)
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения"
10090071,4
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
16383250,1
Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии"
754317,0
Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы"
184150,3
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела"
112904,5
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике"
84524,6
Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики"
191874,0
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
75870,1
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства"
295921,0
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
2699594,3
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие потребительского рынка"
124601,9
Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
70519,1
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики"
4235991,6
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике"
102491,6
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом"
47698,6
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами"
7980503,4
Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике"
520571,2
Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" на 2015 - 2020 годы
28540,9
Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике"
7608,6
Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан"
7740601,0
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики"
655743,5
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики"
779709,7
Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики"
1406366,7
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций"
156032,0
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике"
1303571,0


------------------------------------------------------------------